О школе Новости Программы Абитуриентам Студентам Контакты
Программы
Очное обучение
Дистанционное обучение
Библиотека
ВКР
Модули ДП

г. Санкт-Петербург

8 (812) 346 68 86

8 (812) 346 68 85


КонсультанТы. Твори свою жизнь сам
Подписаться письмом
Философия психолога-консультанта. Эссе.

Берковский Б.Б. 

Философия психолога-консультанта. Эссе.

Психологическое консультирование – сложный, но увлекательный процесс. При внешней простоте процесса успешный консультант способен влезть в тонкие сферы человеческой психики, и помочь клиенту осознать те простые, но не осознаваемые самим человеком моменты, которые порождают ту или иную проблему. Именно те моменты, воздействуя на которые можно действительно наладить внутреннее состояние, корректировать поведение и оценку ситуации. Таким образом можно оказать клиенту реальную помощь или по крайней мере указать реальный путь к решению проблем.

При этом чем больше клиент доверяет консультанту – тем быстрее и полнее раскрывается ситуация и находятся ответы на вопросы. Отсюда первое правило – создать должное доверие, наладить раппорт. Для этого консультант должен создать впечатление уверенности в себе в сочетании с атмосферой открытости.

Вспомнил тут 6 правил Глеба Жеглова из культового сериала «место встречи изменить нельзя» :

  1. Улыбайся людям

  2. Старайся подвинуть человека к разговору о нем самом

  3. Старайся найти тему, которая интересна человеку.

  4. Для этого с первых минут проявляй искренний интерес к человеку

  5. Даже «здравствуй» можно сказать человеку так, что они испуганно отшатнется.

  6. Даже «сволочь» можно сказать человеку так, что он расплывется в улыбке

 

Пятое и шестое правило, конечно, не могут служить руководством к действию, но консультанту стоит о них помнить. Это про то, что непродуманные советы, оценки могут существенно осложнить работу с клиентом, и даже перечеркнуть результаты многих дней.

Сложность же данного процесса в том, что сферы, с которыми работает консультант – очень тонкие. Непродуманные, поспешные шаги способны обострить ситуацию, ухудшить состояние клиента и вообще вызвать труднопредсказуемые последствия.

При этом распространенная ошибка клиента считать, что консультант сам чужд проблемам и легко обходит жизненные сложности, пользуясь своими знаниями Достаточно вспомнить например кочующую по интернету статью «тыжпсихолог».

«…Тыжпсихолог?
Есть фраза, от которой некоторые мои коллеги часто начинают приобретать нездоровый цвет лица, когда она звучит в их адрес. Я даже знаю нескольких, которые скрывают свое образование и подготовку, чтобы ее не слышать.
"Ты ж психолог!" - и праведный гнев на голову негодяя, который ведет себя аки простой смертный грешник, вместо выполнения святого долга.
Я предлагаю создать на каждом факультете психологии отделение, которое будет заниматься подготовкой особой специальности - тыжпсихологов. Они постепенно вытеснят всяких недоучек и лентяев из сферы, и, наконец, примирят ее с обывателем.

10 фактов, известных о них всем и каждому:

  1. Тыжпсихолог - знаток человеческой натуры. Он настолько проницателен, что способен читать мысли. В том числе и тех людей, которых вообще никогда не видел. Поэтому вполне простительно для многих людей путать "телепат" и "тыжпсихолог".

  2. Тыжпсихолог знает самый лучший способ решения любой проблемы, связанной с любым человеком. А главное, вам этот способ обязательно понравится.

3) Тыжпсихолог может убедить кого угодно в чем угодно. Тыжпсихолог!

4) Неудивительно, что тыжпсихологов стоит бояться. С ними вообще надо пожестче.

5) Тыжпсихологи все поголовно счастливы, всеми обожаемы и успешны. Особенно в личной жизни. Они вообще ни в чем не нуждаются для себя, осталось только облагодетельствовать человечество.

6) Сам факт существования и профессиональности тыжпсихологов обязывает их к тому, чтобы нести ответственность за любого, кто к ним обратился (даже в смысле просто заговорил). Ответственность за его чувства в первую очередь. Но и за благополучие в целом, разумеется, тоже.

7) Работа тыжпсихолога - давать советы. Это, собственно, его основное предназначение - он ведь должен знать, что для других лучше.

Думаю, вы не удивитесь следующему пункту, исходя из предыдущих:
8) Практически каждый тыжпсихолог - не настоящий. Кругом шарлатаны!

9) Поэтому "увидел шаолиньского монаха - ударь шаолиньского монаха"(с). Тыжпсихолог очень нуждается в проверке своего профессионализма.
Тут надо справедливо заметить, что и врач иногда рискует, представившись по профессии, сразу перейти к выслушиванию жалоб.

10) Тыжпсихолог несет ответственность за всех психологов мира. В том числе за тех, что в телевизоре. Их репутация - это его репутация. За психиатров тоже, зачем-то, несет….» (с)

На деле конечно не так. Психолог – тоже человек и как у любого человека у него есть проблемы. Нередка и ситуация «сапожник без сапог». Но есть важное отличие.

Проблемы есть у всех, но – есть люди, которые решают проблемы, а есть те, кто не решает, а вместо этого впадает в уныние. Второе крайне не рекомендовано психологу. А первое клиент ему простит, даже если и узнает. Хотя знать клиенту об этом совсем не обязательно, все-таки это может поколебать у него образ консультанта, уверенного в себе и способного разобраться в тех проблемах, с которыми клиент к нему пришел.

На мой взгляд, психологу в первую очередь необходимо уважать клиента. Как бы жалко или даже непривлекательно клиент бы не выглядел со стороны. По крайней мере потому, что клиент, обращаясь к консультанту тем самым делает заявку к тому, чтобы быть зачисленным в первую категорию людей – людей, которые стремятся решить проблемы, а не впасть от них в депрессию.

Я бы не рекомендовал психологу навязывать клиенту свою точку зрения. Спешить с советами и рецептами, как бы просто на первый взгляд решение вопроса не выглядело. Вопрос может быть только надводной частью айсберга, частью других, более сложных и не осознаваемых клиентом проблем. И в любом случае, найденное решение будет по настоящему ценным и эффективным, если клиент в ходе консультаций придет к нему сам.

На мой взгляд, психолог должен абстрагироваться от оценок личности и поведения клиента стараться понять его смыслы, значения, видение и ценности. Все это может быть совершенно различным у людей разного возраста, пола, национальностей, социальных групп, уровня образования итп. Да даже и у людей сходных по этим параметрам – внутренние смыслы и значения могут сильно отличаться. Даже в самых что ни на есть очевидных, базовых, и общечеловечески принятых вопросах. Яркий пример тому например такой. Инстинкт материнства – мощный и бесспорный мотив поведения женщины. Но в то же время, особенно сейчас все больше женщин репродуктивного возраста давят в себе этот инстинкт, выдвигая на первый план вместо него другие приоритеты – карьеру, свободу и независимость и подобное. Это – их выбор и этот выбор нужно уважать. Но, разбираясь в вопросах, заданных такими женщинами – можно увидеть что корни многих проблем растут как раз оттуда. В любом случае вопрос очень деликатный и требующий от психолога осторожного и деликатного подхода.

Но это не значит, что консультант должен представать перед клиентом аморфным, на все готовым и на все согласным. Какому-то клиенту как раз необходим жесткий импульс со стороны, какому-то – пример для подражания «делай как я», какому-то еще что-то. Вполне можно помогать людям и так, но что нужно сделать перед этим обязательно – это тщательно изучить клиента, а на это нужно время.. не одна, не две и не три консультации. Но результат того стоит.

Отсюда, первую заповедь консультанта я сформулировал бы как «не торопись». Формула успешной консультации на мой взгляд – конкретная, пусть и небольшая помощь каждый раз плюс действия, позволяющие клиенту поднять его самооценку. Даже если нет или почти нет первого – второе будет воспринято клиентом с благодарностью, вызовет у него ощущение не зря потраченных времени и средств.

А кому-то и это не главное. Кому-то нужно просто выговориться и даже выплакаться. Жизнь наша все более ускоряется, выговариваться по друзьям за стаканом текилы далеко не у всех есть возможность, да и другим не очень интересно слушать о чужих проблемах. У всех своих хватает. Родители – тоже не панацея. Да и уходят родители. Консультант в данной ситуации выступает как отдушина. Как «свободные уши».

Вспомнил тут цитату из фильма «Страна глухих» - мини-диалог трех главных героев – «Ты работаешь? – Она работает ухАми!!». Фраза сказана в совсем другом контексте, но она применима и к консультанту. Он в первую очередь как раз и работает ухАми – то есть за плату предоставляет клиенту те самые «свободные уши», в которых он так нуждается, особенно когда ему некому выговориться или все друзья и близкие уст али от его проблем.

Ну и профессиональная подготовка. Профессиональные знания тоже немаловажны. Раньше психологи представлялись мне людьми с большим жизненным опытом, но потом я понял, что этот опыт не обязательно есть. Просто эти люди хорошо знают психологию. Тоже неплохо. Жизненный опыт нарабатывать долго, дорого, а может получиться, что и трагично, знания по психологии можно получить значительно быстрее и дешевле, а главное – безопасно. Но клиенту совершенно не обязательно знать этот секрет, даже и лучше, чтобы он считал консультанта человеком с большим жизненным опытом

 

Таким образом сформулировал бы следующие правила работы консультанта:

  1. Не торопись.

  2. Помни о 6 правилах Глеба Жеглова.

  3. Уважай клиента

  4. Способствуй укреплению самооценки клиента.

  5. Ты работаешь ухАми.

  6. Ты – не тыжпсихолог.

  7. Используй все-таки знания по психологии.

08.03.2024
23 марта состоится Праздник " Привнесем в этот мир любовь! "
08.03.2024
Защита Дипломов и ВКР состоится 20 и 27 марта с 12.00. Защита пройдет on-line. Данные zoom будут высланы за неделю до события.
28.12.2023
Занятия начнутся с 8 января 2024
Copyright © НОУ ДПО Создание сайта: Первая Веб Дизайн Студия
Календарь бухгалтера